СПЕРДЖЕН И УПАДОК ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ
Статья Эррола Хульса посвящена событиям последних лет жизни Чарльза Хаддона Сперджена, выдающегося английского проповедника и автора многочисленных книг. |
Сперджен ясно видел, что модернизм противоположен Евангелию. Его позиция основывалась на Послании к Галатам, 1:8 и Втором послании Иоанна, 9:10. Он отдавал себе отчет, что будет трудно добиться взаимопонимания с лидерами Баптистского союза, которые прониклись модернистскими настроениями и искренно считали главным приоритетом интересы союза.
Влияние идей модернизма пошло на спад, начиная лишь с 1960 года.
Сперджену же вовремя удалось высмеять и представить в нелепом виде "современную мысль". Кроме того, он своевременно обратил внимание на процессы, связанные с ней. А именно: уменьшение молитвенных собраний, которые он называл практикой общей мольбы; уменьшение присутствующих на богослужении в день Господень; тягу к суете мирской, которую в его дни он видел в склонности к посещению театров и сценических площадок. В 1999 г. это усердие проявляется в занятиях спортом, которые предпочитают посещению двух служб в день Господень. Кальвинистский пуританизм и сильная евангельская теология, как и предсказывал Сперджен, были в большом упадке и почти исчезли в Англии в период с 1892 по 1960 гг.
История все ставит на свои места. Сегодня очевидно, что Сперджен проявил себя как герой (не побоимся этого громкого слова). Он один из первых противостал поднимающемуся движению модернизма, которое можно рассматривать как третью крупную идеологическую атаку сатаны на христианство. Первое сражение развернулось в ранних веках за личность Христа и Троицу. Следующее повлекло за собой попытку ниспровержения доктрины спасения, повторяющуюся на протяжении веков, результатом чего стала целая вереница ересей. Позже Лютер и Реформация возродили доктрину оправдания верой. Третья атака была спланирована, чтобы подорвать доверие к Библии. Эта битва далека от окончания даже с учетом того, что модернистские теории были дискредитированы.
Сперджена можно сравнить с воином, павшим на поле боя в сражении, которое на тот момент было проиграно. Но ведь известно, что даже если отдельные сражения проиграны, главное — это результат войны в целом. И можно предположить, что в этой войне за истину Церковь все же одержит победу.