Призыв к сражению за веру святых (часть I).
За что должен сражаться христианин?
Следующие стихи послания Иуды (ст. 3 и 4) могут открыть читателю одно общее правило любого сражения: каждый воин, в первую очередь, должен знать за ЧТО он сражается, а уже после этого — ПРОТИВ КОГО. В 3-ем стихе Иуда как бы отвечает на вопрос за ЧТО должен сражаться каждый христианин — за ВЕРУ. Святые и возлюбленные Господом призваны не только быть обладателями веры, но и стать её защитниками (от нападок вероотступников). В 4-ом стихе Иуда объявит верующим ПРОТИВ КОГО они будут вести войну — против ВЕРООТСТУПНИКОВ.
3-ий стих — это решительный призыв Иуды к верующим. Он является центральным стихом послания и показывает нам ЦЕЛЬ, ради которой это послание было написано: призвать верующих подняться на защиту своей веры и сохранить ее в таком виде, в каком она однажды была преданна святым самим Богом.
Перед тем как подойти к содержанию этого призыва, нам стоит обратить внимания на то, чем был мотивирован Иуда, когда он писал это обращение к своим адресатам. Итак, первое:
А. Мотивации призыва:
Такой призыв мы будем слышать от тех братьев, которые будут высоко ценить наше звание, как детей Божьих и будут исполнены к нам братской любовью. Этот призыв будет исходить из сердца пастора, который печется о духовном здоровье своих овец; это призыв тех, кто не может просто молча наблюдать за тем, как народ Божий уклоняется в ересь.
1. Братская Любовь Иуды к верующим: Такой призыв мы будем слышать от тех братьев, которые будут высоко ценить наше звание детей Божьих и поэтому будут исполнены к нам братской любовью.
«Возлюбленные»
Это причастие, которое сочетает в себе качества глагола и прилагательного. Также это пассивное причастие, т.е. слово, характеризующееся по действию, которое было совершено над ним.
Это верно потому что, как мы ранее заметили, эти верующие уже ощутили на себе действие Божьей любви. Любовь Небесного Отца к ним была открыта в том, что Христос умер за них, когда они были еще грешниками (Рим. 5:5, 8) и в том, что они теперь могли называться и быть Его детьми (1 Иоан. 3:1).
- Библия называет верующих возлюбленными Бога (Рим. 1:7; Еф. 5:1).
- Верующие могут называть друг друга возлюбленными братьями.
Призыв Иуды был движим братской любовью к тем, кто уже был возлюблен Богом. Такую же братскую любовь к верующим проявляли:
- брат Иуды Иаков (Иак. 1:16, 19; 2:5);
- ап. Петр (1 Петр. 1:13);
- ап. Иоанн (1 Иоан. 3:2);
- ап. Павел (1 Кор. 4:14; Фил. 2:12; Иак. 1:16).
- такая любовь должна быть желаемой каждым христианином по отношению к другим детям Божьим: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам» (1 Фес. 3:12).
Пастор Дж. Мак-Артур также считает, что «Иуда проявляет свое искреннее пасторское внимание к его читателям. Такое отношение к верующим не было какой-то сентиментальностью, а отражением любви к Божьим людям» (Толковании на послания 2 Петра и Иуды).
Такая братская любовь мотивировала Иуду проявлять пасторскую ЗАБОТУ о своих подопечных.
2. Пасторская Забота Иуды о верующих: Этот призыв будет исходить из сердца пастора, который печется о духовном здоровье своих овец.
«Имея все усердие писать вам об общем спасении»
Иуда имел все усердие писать, что это значит?
Усердие в других местах писания переведено с греческого языка как: поспешность, с которой Мария хотела возвестить Елисавете о чуде происшедшем с ней (Лука 1:39).
Автор послания спешил поделиться истинами благословенного спасения. Мы видим, как он начал это делать уже с самого начала своего письма (ст. 2) и его желанием, возможно, было более широкое освещение вопроса общего спасения: безусловное избрание Божье многих людей этого мира; нелицемерная любовь Бога к представителям разных народов и классовых сословий; надежное пребывание верующих в любви Своего Отца.
Такая поспешность, такое желание и усердие должно быть присуще каждому служителю Слова Божьего; в этом проявляется их искренняя, настоящая, богоугодная забота о верующих. Это есть первоочередная пасторская забота – проповедовать библейскую истину Евангелия народу Божьему. Такая забота характеризовала жизнь ап. Павала, мы видим в (Деян. 20:20; 1 Фес. 3:10).
Пасторская забота мотивировала Иуду быть ответственным стражем верующих предупреждающем их об опасностях грозящим им.
3. Святая Ответственность Иуды перед верующими: Это призыв тех, кто не может просто молча наблюдать за тем, как народ Божий соскальзывает в ересь.
«я почел за нужное написать вам»
Иуда видел, что тема общей веры, о которой он собирался писать, была в опасности от присутствия лжеучителей в рядах церкви. Это заставило внимательного пастора мгновенно отреагировать на потенциальную опасность. Иуда был вынужден изменить радостную тему своего послания на серьезное увещевание — призыв к защите веры. Здесь мы видим Иуду, как внимательного стража истины (Иез. 3:16-21), который «не может просто молча наблюдать за тем, как его читатели уклоняются в ересь» (Дж. Мак-Артур, там же).
Святая ответственность Иуды, как стража истины Божьей было провозгласить тревогу и призвать к действию — стать на защиту веры однажды преданной святым.
Б. Характеристики призыва
Призыв стать на защиту веры выражен в виде настойчивой просьбы, которая должна быть незамедлительно исполнена.
Это воззвание, этот призыв Иуда называет увещанием, вот его характеристики:
увещание.
- Является воодушевлением, настойчивой просьбой, настоятельным обращением (2 Тим. 4:2а).
- Сопровождается последующим обильным пасторским назиданием (2 Тим. 4:2б).
- Выглядит чем-то крайне необходимым, важным, не терпящим промедления.
Итак, призыв «стать на защиту веры» выражен в виде настойчивой просьбы, которая должна быть незамедлительно исполнена. У нас нет времени для промедления, битва за веру уже идет.К чему же призывает этот призыв, к каким действиям, что нужно сделать?
В. Содержание призыва
Иуда призывал своих читателей сражаться изо всех своих сил за сохранность веры однажды преданную святым.
1. Сражаться КАК? — не жалея своих сил.
«подвизаться»
С греческого языка переведенное так слово буквально означает «защищать не жалея сил». Именно так верующие должны защищать те истины, которые безбожники стараются отвергнуть. Только так можно крепко «держаться исповедания нашей веры» (Евр. 4:14).
Однокоренное слово встречается также в (1 Кор. 9:25). В Древней Греции борьба была одним из самых популярных видов спорта. Поэтому слово «подвижники» здесь означает усилия того, кто в борцовском поединке борется на пределе своих сил. Так как это слово выражено глаголом в инфинитиве настоящего времени то оно может означать продолжительное действие, т.е. поединок будет долгим (Expository Bible Commentary).
Итак, мы можем заключить, что Иуда призывал своих читателей «целеустремленно достигать намеченной цели сражаясь за нее изо всех своих сил».
Подобным образом прожил свою жизнь апостол Павел и он воодушевлял к такому сражению своих учеников:
(2 Тим. 4:7) Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
(1 Тим. 1:18) Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин.
ВОПРОС: Такой ли мы представляли себе христианскую жизнь? Готовы ли мы принять призыв вступить в сражение, которое будет требовать от нас всех наших сил? — Возможно, Вы скажете: «да, я готов к такому сражению и не буду жалеть для этого своих сил, но только скажите с кем мне надо сражаться и за что?».
• Сначала надо понять за ЧТО сражаться? ЧТО, как христиане, мы должны охранять? — Сражаться мы должны за веру, однажды преданную святым.
2. Христианин призван сражаться за веру преданную однажды святым.
«за веру» — вера, которую мы должны защищать — это само Евангелие Христа и учение апостолов.
- Ей присуща объективность библейского учения, а не личное верование отдельно взятого человека. Здесь идет речь о вере как о солидном учении Евангелия Христова. «Это то Евангелие, которое было проповедано апостолами и поэтому оно может быть приравнено к «учению апостолов» (Деян. 2:42). (New Testament Commentary, Simon J. Kistemaker).
«однажды» — вера явдяется полным откровением Бога, которое уже не может быть изменено.
• ей присуще завершенность откровения, его полнота и неповторимость;
Слово «однажды» является наречием с признаком времени. Оно указывает на время совершения действия; основа этого передает идею неопределенности. Таким образом, слово «однажды» указывает на неопределeнное время совершения действия. Одно ясно, что «это действие было совершено один раз и не нуждается больше в его повторении» (Дж. Мак-Артур). (2 Фес. 3:6).
«Всякая система, которое заявляет о себе как о новом откровении или новом учении должно быть отвергнуто и признано ложным» (Откр. 22:18-19). — слова одного из ведущих пастырей библейской церкви америки.
«преданную»
• ей присуще Божественность происхождения, «эта истина не подлежит оспариванию» (EBC);
(Гал. 1:6-9) Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. 8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
(2 Иоан. 9) Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
«святым»
• ей присуща эксклюзивность предназначения.
«Святые конечно же — это члены церкви (последователи Иисуса Христа носили имя святых (Рим.1:7): всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым…
Бог вручил Свою истину Иисусу Христу (Иоан. 3:34), а Иисус вручил Божью истину апостолам, которые в свою очередь передали ее верующим!» (New Testament Commentary, Simon J. Kistemaker).
ПРИЗЫВ:
Сегодня каждый верующий церкви стоит перед настойчивым и неотложным призывом начать сражаться не жалея своих сил за веру, которой была передана нам через апостолов от самого Бога.
Многие христиане, которые сражались за веру до нас, трудились над тем, что бы точно знать всю полноту христианского учения, которую они должны были защищать (приходите на наши молитвенные собрания в среду на 19:00, что бы систематично изучать здравое библейское учение; сейчас мы проходим Вестминстерское вероисповедание). По этой причине они успешно ее защитили, преодолев нападки лжеучителей.
Будете ли Вы сегодня тем кто станет на защиту святой веры?
Призыв Иуды не оставляет нам выбора и не позволяет нам колебаться в этом решении. Вы обязательно должны решить стать на защиту евангельской веры!