Судьба этого исключительного человека сама по себе удивительна и могла бы стать примером для многих христиан, но именно последние годы его жизни заслуживают особенного внимания в свете сегодняшних споров вокруг вопроса о спасении, вечных муках и непогрешимости Писания. Эти разногласия сотрясают современный христианский мир и, возможно, являются одним из дьявольских трюков, с помощью которого враг Бога и людей желает внести раздоры в отношения между разными членами Тела Христова. В любом случае они не добавляют ни любви, ни света в нашу жизнь. И не укрепляют Церковь. Чарльз Сперджен — очень влиятельный и уважаемый лидер церкви, масштаб деятельности которого не оставлял сомнений, что он находился под водительством Божьим, стал тем не менее субъектом откровенной травли и ее жертвой. Последние 5 лет жизни Сперджена (1887-1892) были омрачены полемикой по вопросу упадка в евангельских церквях. Вступив в нее, Сперджен взвалил на себя тяжкий груз. Объем работы, который он выполнял по долгу своих прямых обязанностей, был и так огромен. У него не было ни времени, ни энергии для того, чтобы препятствовать упадку основных теологических доктрин в Баптистском союзе. Кроме того, Сперджен принял решение не подтверждать документально свои заявления, в результате его превратно поняли и оклеветали. Полемика обострила его проблемы со здоровьем. На каком-то этапе он признал, что эти споры убивают его. Теологическое основание Сперджен вступил в полемику, когда его внимание привлекло активное развитие "новой теологической мысли", в связи с чем в баптистской среде стали раздаваться голоса, яростно отрицающие сами основы евангельских доктрин, что, в свою очередь, привело к усилению скептических настроений. Кальвинизм, который был теологией как конгрегационалистов, так и баптистов, постепенно сошел на нет. Он остался закрепленным в их конфессиональных утверждениях, но не в сердцах и мыслях священников и прихожан. Старые истины не оспаривали, их просто игнорировали. Акцент в английских церквях ставился на евангелизацию, миссионерство и практическую социальную работу. Доктрина же принималась как нечто само собой разумеющееся, а ее значение принижалось до минимума. Упадок кальвинизма подготовил путь для повсеместного распространения "великой критики", подрывающей веру в Библию. Основное положение ортодоксальной доктрины состоит в том, что без покаяния человек обречен на вечные муки. Из-за недостатка ясности этот принцип привел к развитию трех учений. Во-первых, к учению об изначальной греховности. Во-вторых, к идее грядущего испытания. И, в-третьих, к доктрине о всеобщем искуплении (спасении). В отсутствии четких теологических оснований и принципов теория искупления выхолащивала идею оправдания через веру в жертву Иисуса Христа и оказывала негативное влияние на нравственность. Были случаи, когда истина об искупительной жертве Христа и библейское учение о том, что смерть Христа умилостивила гнев Божий, объявлялись аморальными и оспаривались. Появление еретических идей в баптистской и других деноминациях дало основание Сперджену говорить об упадке церквей и протестовать в надежде, что их обновление станет тем средством, которое сдержит упадок.
|
| ||||||||
|