СПЕРДЖЕН И УПАДОК ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ
Эррол Хульс

Статья Эррола Хульса посвящена событиям последних лет жизни Чарльза Хаддона Сперджена, выдающегося английского проповедника и автора многочисленных книг.


Основная доктрина Баптистского союза при его основании в 1813 году состояла в добровольном объединении Партикулярных баптистских церквей. Теологическим основанием этого союза были типично кальвинистские утверждения о первородном грехе, неизменности и индивидуальности избрания, индивидуальном искуплении, оправдании по благодати заместительной жертвой Иисуса Христа, действенной милости в воскресении, окончательной стойкости истинных верующих, воскресении от смерти, будущем Суде, вечном блаженстве для праведных и вечных муках для тех, кто умер без покаяния.

В 1832 г. конституция союза была изменена для того, чтобы открыть доступ церквям Новой связи, которые были арминианскими по теологическим основаниям. Вместо признания строгого символа веры все, что требовалось теперь для вступления в союз, было сведено к соглашению "в смысле, обычно определяемом как евангельский". Упоминание кальвинистской доктрины совершенно разрушило бы планы вхождения в союз арминианских церквей Новой связи. Становится понятным, почему, начиная с 1832 г., у Баптистского союза больше не было ясной теологической доктрины. С другой стороны, благодаря особому значению, которое эта организация придавала миссионерскому движению, она в те годы многого добилась, вдохновляя сильные церкви на помощь слабым, а также поддерживая бедных пасторов сельских церквей.

Тревога по поводу состояния дел в союзе охватила Сперджена еще до 1887 г. Он был признанным публичным оратором, но, начиная с 1883 г., он отклоняет все приглашения проповедовать в Баптистском союзе и в Баптистском миссионерском обществе. В 1883 г. его тревога, связанная с упадком, выливается в доктрину и известные духовные требования. То, что он стал развивать эти идеи в своем журнале "Меч и мастерок", не было громом среди ясного неба.

Начало полемики

В марте и апреле в "Мече и мастерке" появляются две статьи, хорошо подготовленные с научной точки зрения, но не подписанные. Они принадлежали Роберту Шиндлеру, пастору Адельтонской баптистской церкви, который готовился к служению в Пасторском колледже, основанном Спердженом.

Первая статья посвящалась урону, нанесенному кальвинизму нонконформистами восемнадцатого века. Намек на обеспокоенность Сперджена читался в его небольшом примечании: "...эта история продолжает развиваться. Мы несемся с горы сломя голову".

Вторая статья была направлена против арминианцев, называя их еще одной разновидностью раскольников, опирающихся на "холодную, сухую и безжизненную систему, которая имеет обычно слабое и вялое влияние на душу". Шиндлер заявлял, что "арминианство в среде баптистов — это тот путь, который ведет и к арианству и к социанству", что в той мере, в какой любая партия удаляется от кальвинизма, благоговение перед Священным Писанием уменьшается. Здесь Сперджен не ограничился просто примечанием. Как редактор "Меча и мастерка" он написал комментарий, в котором одобрил позицию Шиндлера, подтвердив, что арминианизм был тем обычным путем, которым сектанты приходили к социанизму. Он подчеркнул: "Больше всего нас волнуют основные евангельские истины, а не столько кальвинизм, как система; но мы верим, что внутри кальвинизма все же есть консервативные силы, которые помогут людям держаться живой истины, так как нам жаль видеть, когда кто-либо, приняв ее однажды, затем отступает".

Полемика не стала бы развиваться дальше, не опубликуй Сперджен в августовском номере "Меча и мастерка" за 1887 г. исследование под названием "Еще одно слово относительно упадка". Эта статья была написана в форме манифеста, изложенного предельно ясно. Вот конспект меткого, подобного оружейному залпу, слова Сперджена: "Под давлением многочисленных еретических течений, какую еще доктрину остается отвергнуть? Какую еще истину следует подвергнуть презрению? Было положено начало новой религии, которая имеет такое же отношение к христианству, как мел к сыру; и эта религия, лишенная нравственной честности, ловко преподносит себя как прежнюю веру с незначительными улучшениями, и на этом доводе узурпирует кафедры, которые были воздвигнуты для проповеди Благой вести. Искупление пренебрегается, дух Писания осмеивается, Святой Дух сводится к "влиянию", наказание за грех превращено в фикцию, а воскрешение — в миф, и эти враги нашей веры все еще ожидают, что мы назовем их братьями, и будем поддерживать союз с ними!" "Германия стала неверующей страной благодаря своим проповедникам, и Англия идет по ее стопам. Последствия проповеди "другого Евангелия" в форме "современной мысли" были катастрофическими. Дома для собраний на 1000, 1200 или 1500 человек, которые когда-то до предела были забиты ревностными слушателями, — как пусты они теперь! Места, которые заполняла Благая весть, опустошаются современным вздором и будут также опустошаться в дальнейшем". "Здесь описывается путь, круто уводящий в модернизм. Все, что следовало бы сделать, — это отмежеваться от воров, разбойников и еретиков. Есть ли какое-то оправдание тому, что мы объединяемся с теми, кто отклоняется от правды?"

Сперджен завершает статью призывом бороться до победного конца. "Если на какое-то время евангельские церкви обречены на падение, то пусть лучше они погибнут в борьбе, оставаясь в полной уверенности, что их Благая весть еще воскреснет после того, как засилье "современных идей" будет выжжено вечным огнем".