СПЕРДЖЕН И УПАДОК ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ
Эррол Хульс

Статья Эррола Хульса посвящена событиям последних лет жизни Чарльза Хаддона Сперджена, выдающегося английского проповедника и автора многочисленных книг.


В следующей статье "Наш ответ на различную критику и вопросы" Сперджен обратился к тем, кто вынуждал его назвать имена и дать доказательства, которые подтвердили бы его заявление, что церковь переживает упадок. В своем ответе он особо отметил, что посчитал делом принципа встать на защиту истины в ответ на ряд наиболее наглых атак, которым она подверглась в газетах, издаваемых многочисленными современными теологическими школами. А также выразил сожаление по поводу того, что никто не выступил с опровержением его конкретного обвинения в том, что молитвенные собрания приходят в упадок или что некоторые священники часто посещают театры.

Он выдвинул еще более серьезное обвинение: "Некоторые из наших коллег отравляют источник церкви. Я очень далек от мысли, что служение необращенных приведет к возрастанию церквей. Некоторые продолжают усердствовать в том, чтобы снять обвинение с наших церквей, которые не верят, в истинном смысле этого слова, в богодухновенность Писания, которые отрицают искупительную жертву на кресте и которые утверждают, что если грешники не спасены по эту сторону могилы, то, возможно, они будут или должны быть прощены по другую ее сторону. Но самое плохое то, что людям это нравится".

Третья статья Сперджена "Доказательство" в октябрьском номере "Меча и мастерка" разоблачает крикливую пропаганду модернизма, развернутую газетой "Христианский мир", которая славилась тем, что отрицала Писание. Ее авторы абсолютно безнравственно называли Библию доктриной вечного наказания и разделения на грешников и праведников, осыпали насмешками учение о богодухновенности Писания и саму Троицу. Заканчивая статью, Сперджен еще раз решительно подтвердил свое намерение не называть имена, так как это привело бы к серьезному конфликту.

Сразу после публикации вышеупомянутых статей прошел ряд заседаний Баптистского союза. На них протесты Сперджена были проигнорированы, а два докладчика саркастически высказались о его статьях.

28 октября 1887 г. Сперджен написал письмо, в котором сообщил о своем выходе из Баптистского союза. Он обещал объяснить причины своего ухода в ноябрьском выпуске "Меча и мастерка". Обещание сдержал, как всегда ясно изложив свою позицию, отталкиваясь от мысли, что любовь без истины не может быть основой для христианского союза. "Вполне оправдано, когда объединение служит хорошим, благим и необходимым целям. Пусть язычники, паписты, протестанты встают плечом к плечу и передают друг другу ведра с водой в борьбе с огнем, но, проповедуя Христа, невозможно объединяться с теми, кто называет падение "выдумкой", оправдание верой — безнравственным, кто отрицает личность Святого Духа и кто считает, что есть еще одно испытание после смерти, а также будущее спасение погибших".

18 января 1888 г. на совете Баптистского союза большинством голосов Сперджену был вынесен приговор в том, что он разжег безосновательный спор и выдвигал обвинения, которые не следовало выдвигать.

В февральском выпуске "Меча и мастерка" последовал ответ Сперджена, где говорилось, что, в действительности, даже если бы он и предъявил доказательства обвинений в ереси (которые могли бы привести его к судебной тяжбе), то, за исключением доктрины "водного крещения по вере", у союза не нашлось бы стандартов, по которым можно бы было отправлять правосудие. Он выразил также свое негодование по поводу лицемерия членов делегации союза.

Лидеры Баптистского союза предприняли ответный маневр, выражавшийся в активных действиях и политических шагах, последовавших за отставкой Сперджена. Вся эта активность была, по сути, лишь политической интригой, в то время как Сперджен руководствовался возвышенными идеями, прибегая не к интригам, а к призывам молиться и проводить молитвенные собрания.